Перейти к содержанию

Грузинская музыка: вчера и сегодня


Рекомендуемые сообщения

Грузинская музыка

 

Хотя, вообще-то, ввиду последних пожеланий этого народа его музыку следовало бы называть "джорджийской". А еще лучше, учитывая самоназвание народа - "картвели", - говорить "картвельская музыка". В любом случае, слову "грузинский" предначертана судьба слова "Ленинград".

 

В общем, картвельской музыке надо посвящать жизнь и не одну. Если существует на земле выкристаллизованное понятие "абсолютного таланта" или "абсолютного удовольствия", то это она, музыка страны Сакартвело.

 

Самое большое восхищение, конечно же, вызывает так называемая (обычно немузыкальными народами) фольклорная музыка. У музыкальных народов это понятие приравнивается просто к "музыке".

 

Ритмически картвельская музыка уступает "африканизированной" музыке. Ритмические паттерны разнообразны, есть и школа игры на собственном барабане - "доли", путешествие сильной доли внутри такта имеет место, но африканизировать местные ритмы, конечно же, не помешало бы.

 

Инструментально популярна, как и в Испании, флейта - наследница автохтонного саламури. Местный щипковый чонгури ограничивает развитие гитары. Популярен аккордеон, на котором играют, правда не аккордами, а также армянский духовой дудук. Инструментализм - это еще одна область, где картвельцам есть куда обогащаться и расширяться.

 

А теперь то, в чем Сакартвело - впереди всей планеты. Это пение. Речь не столько о красивых голосах, сколько о технике и традициях. Самое ценное в картвельском пении (и, соответственно, музыке) - это богатство и глубина гармонических схем. Даже в вокальных трио, которые неимоверно популярны в стране, и которые поют, как легко догадаться, трезвучиями, количество и красота аккордов запредельна. Теперь представьте, что происходит в вокальных коллективах из десяти человек! Тут уже речь даже не о знакомых "европейской музыкальной грамоте" септаккордах. Здесь речь о квартквинтаккордах, квартсептаккордах, квинтнонаккордах, септоктаккордах, септнонаккордах и октнонаккордах. Причем, обратите внимание, ноты, выбивающиеся из традиционного понимания "европейской грамотой" трезвучий и септаккордов, называются ею как? Правильно, аккордами с ДИССОНИРУЮЩИМИ (!) нотами! Если говорить простыми словами, то картвельская вокальная музыка показывает, какими разными и богатыми могут быть аккорды, из скольких нот и каких именно они могут состоять, какая нота может находиться возле какой, и какой аккорд возле какого, т.е., какой может быть последовательность аккордов. В общем, любому уважающему себя (а точнее, своих слушателей) музыканту таинства музыкальной гармонии необходимо постигать именно в Сакартвело, причем не один месяц.

 

Теперь об именах. В фольклорной музыке берите (а лучше хватайте) всё с закрытыми глазами. Божественное удовольствие гарантировано. Хор храма Анчискхати, ансамбль Басиани, хор Рустави, хор Пхазиси, женский хор Тартучела, хор Университета, хор Цинандали, вокально-инструментальный ансамбль Рера, группа Гордела, хор Алило, инструментальный квинтет Урмули и ансамбль Стумари. Необыкновенное по красоте трио Тбилиси, трио Циспери, святые для картвельцев сестры Ишкхнели, потрясающий до глубины души Хамлет Гонашвили... О да, Хамлет Гонашвили!

 

... Продолжаем. Вокальная группа Лашари, группа Картули Хмеби (они поют под аккомпанемент). Список можно продолжать бесконечно долго. Уверен, каждое село имеет безупречную вокальную группу. Есть и несколько коллективов, красиво соединяющих фольклорное пение с современными аранжировками типа "нью-эйдж" (мутноватое понятие, как по мне). Например, ансамбли Эрсиони и Адила.

 

Теперь о более современных жанрах. Здесь обязательно нужно сказать о картвельском джазе. Возглавляет список, хотите соглашайтесь, хотите - нет, уроженка Батуми Нино Катамадзе со своей джаз-рок группой Инсайт, а также шикарными темами как своими, так и Звиада Болквадзе. Мне доводилось встречать и критику в ее адрес, и ругань, с которыми не согласен категорически. Творчество Катамадзе практически безупречно. В отличие от подавляющего большинства сегодняшних джазменов во всем мире, она никому не подражает, не переигрывает заезженное до дыр, а творит свое очень красивое, личностное и очень современное. Понял я, почему не могу наслушаться темы Beauty (Ах, турпав, турпав...). Написана она на смерть любимого человека. Сильные трагические эмоции в очередной раз привели к рождению шедевра, подобно написанному на смерть отца Пьяццоллой Adios Nonino или написанной на смерть брата Джимми Бошем La noticia. Но я бы предложил прочувствовать всю глубину таланта этого проекта на примере темы Once in the Street. Несмотря на английское название, песня спета на картвельском плюс фирменный для Нино узнаваемый скэт. Аранжировка написана под киевский камерный оркестр.

 

Нино - это, конечно, не весь картвельский джаз. Как минимум два шикарнейших проекта нужно упомянуть обязательно. Прежде всего, это потрясающая жемчужина, альбом Odzela 2002 года неимоверно талантливого флейтиста, получившего музыкальное образование в Тбилиси и в Вене, Давида Одзелашвили. Это гордость картвельской музыки, с которой могут сравниться очень немногие мировые работы в жанре "этно-джаза" (еще один дурацкий лейбл). Лучшей темой альбома традиционно считается Алтания, но мне не меньше нравится дуэт с гитарой The Ballad.

 

...в том же 2002 году Давида нашли мертвым в венской гостинице. Ему было всего 28 лет. Страшно представить, чего мы лишились. Это должен был быть Уго Диас флейты...

 

Второй прекрасный проект высококлассного джаза, замешанного густо на местном фольклоре - это альбом Hangi пианиста Давита Малазония. Прелесть, что тут скажешь!

 

Еще есть Динара (Дини) Вирсаладзе, джазовая пианистка, НЕ дочь знаменитой классической пианистки Элисо Вирсаладзе. Играет отлично, правда, чисто заигранный западный джаз, что уже не очень интересно, если честно.

 

Отдельного упоминания заслуживает Мцване Отахи - джазовая группа, представляющая из себя картвельский ответ Элу Жарро. Качественно, но опоздало лет на двадцать пять.

 

Аранжировками вышеупоминавшегося альбома Одзелы занимался Нико Церетели, что характеризует человека с самой лучшей стороны. Но его собственный альбом мне не понравился, за исключением пары песен.

 

Теперь о нескольких замечательных проектах, которым более всего подходит любимое мною слово местисахе - всего понемногу: джаза, фольклора, попсы. При этом талантливо и качественно. Одна из лучших таких групп - Мгзавреби (Путешественники), у которой мне лично видится шикарное будущее.

 

Очень высокая репутация у трио The Shin (Home). Правда, живут эти музыканты в Германии.

 

Не хуже молодая группа Qorali - здесь больше электроники. Уверен, понравится многим.

 

Лично мне страшно понравилось Трио Муза.

 

А вот у шикарнейшего проекта The Sanda судьба по-грузински драматичная. В 90-ых группа дала несколько концертов в Грузии и в 1997 году распалась из-за недостатка финансов. В 2006 собралась снова и записала наконец-то альбом. Послушайте и поразитесь, насколько диссонирует эта жемчужина с тоннами мусора, сыто себя чувствующими на мировых лейблах.

 

Достаточно высоко котируется группа Зумба, записавшие недавно волнующий клип, в котором картвельские звезды едут в Сухуми на чем только можно. Также известна группа 33а, от которой слегка отдает, правда, самодеятельностью, что неудивительно, учитывая, что популярность группы пришлась на нищие 90-ые.

 

Еще одно трагическое имя - Иракли Чарквиани, очень талантливый композитор, поэт и музыкант, картвельский Челентано, глубоко лирический и драматический, в 2006 году умерший от сердечного приступа в 45 лет. Особенно хороши его записи с певицей Кетато (Цавидет, например). Недостаток - совсем непрофессиональная запись отличного материала. Думаю, стоит подождать, когда песням Ираклия придадут достойную огранку.

 

Шикарен и проект Лелы Татараидзе, восстанавливающей факсимильное звучание картвельского фольклора.

 

Из поп-музыкантов поклонимся Дато Худжадзе за "Чорнобривці".

 

И обратим внимание на целую плеяду певиц с прекрасными голосами - Нини Бадурашвили, Нино Чхеидзе, Майя Каркарашвили, Майя Джабуа, Лела Цурцумия, Тако Гачечиладзе, Татия Гиоргобиани, Тамуна Амонашвили, Кета Тофурия, Эка Квавиашвили, Марика Тхелидзе, Тика Джамбурия. У каждой из них есть по паре неплохих песен, но в целом их аранжировщикам нужно слушать побольше латинской музыки - сразу станет в сто раз интересней.

 

Из совсем-совсем простеньких жанров отметим песню Сакартвело от DJ Kabu.

 

Даже дети в Сакартвело выдают замечательные вещи (Bacho с песней Mhedruli).

 

Ну а закончим бессмертным Арго ансамбля Иверия, вызывающим дикую ностальгию.

 

Вот такая она, грузинская.... ээээээ..... картвельская музыка. Бесподобная как и сама Сакартвело.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Грузинская музыка

 

Грузия – страна с поистине богатой, но, к сожалению, не всегда благополучной историей.

 

Когда-то это государство называлось Колхидским царством, а чуть позже было переименовано в Иберию. С VI по Х века Грузия находилась под властью иранских Сасанидов, Византии и Арабского халифата. В XIII и XIV веках она подверглась нашествию монголо-татар. В XVI веке на Грузию напали Иран и Турция. В ноябре 1917 года к власти пришли меньшевики, в 18-ом году в Грузию были введены немецкие, турецкие и английские войска, а в 1921 году в Грузии была установлена советская власть. Относительно недавно на территории Грузии происходил вооруженный конфликт, который нанес республике значительный ущерб. Да и в наши дни не все ладно в грузинском государстве. Но, несмотря ни на что, в культурном отношении Грузия – великая страна.

 

Удивительно, но первые сведения о вокальной и инструментальной народной грузинской музыке относятся к 8 веку до н.э. Наверное, все знают, что для грузинских народных песен характерно многоголосие. Однако не всем известно, что грузинский фольклор отличается самыми разнообразными диалектами: хевсурским, тушинским, пшавским, картлийским, мегрельским, гурийским, аджарским и многими другими. Но почти во всех этих диалектах широко распространена традиция мужского пения на три голоса – два солиста и хоровая басовая унисонная партия. Mногоголосные песни получили особую известность; они и по сей день используются в церковном пении и фольклорной музыке. Церковное многоголосие упоминается ещё в документах Х века, а народное многоголосие может быть даже более древним. На сегодняшний день многоголосные песни - важная часть народной культуры Грузии. Они звучат во время работы, обрядов и пышных пиршеств. В дополнение к функциональному контексту представлено много тем, но связь текста и мелодии в грузинских народных песнях довольно свободная. По-видимому, слияние голосов заботит певцов больше, чем тексты.

 

Также как и в русском фольклоре, все грузинские песни можно условно разделить на трудовые, обрядовые, застольные и плясовые. А вот названия грузинских народных инструментов, скорее всего, покажутся русскому человеку не просто малознакомыми, а поистине экзотическими. Самые известные среди них это струнно-смычковый инструмент под названием “чианури”, духовые инструменты “соинари”, “саламури” и “ствири”, а также ударные “таблаки”.

 

В период между XVII и XIX веками в Грузии начал формироваться городской музыкальный фольклор, который уже включал мелодически развитые вокальные произведения в инструментальном сопровождении с элементами импровизации (т.н. песни старого Тбилиси). Эта традиция сложилась в результате взаимодействия музыкально-поэтического творчества “мгосани” (т.е. поэтов-певцов) и восточной ашугской традиции. Примерно в то же время появилось трехголосное пение в гитарном сопровождении – этакий синтез элементов грузинского хорового многоголосия и западноевропейской музыки XVIII-XIX века. Однако вернемся в далекое этническое прошлое.

 

В 337 году, после принятия христианства, в Грузии начала формироваться церковная музыка, испытавшая сильное влияние национального музыкального фольклора. И значительный вклад в развитие этого жанра внес не просто композитор, а монах Микел Модрекили – легендарный музыкальный деятель и поэт, живший в Х веке. Именно он в 988 году систематизировал и составил первый сборник грузинских духовных песнопений, тексты которых снабдил знаками специальной грузинской нотации. Среди других знаменитых жителей Грузии, которые не были музыкантами в прямом смысле слова, но отдали этому искусству большую часть своей жизни стоит назвать философа Иоанэ Петрици, жившего в XII веке, а также писателя и ученого Сулхана Саба Орбелиани, прославившего XVIII век.

 

Грузинские духовные песнопения, достигшие высшей ступени своего развития в X - XI веках, являются замечательным памятником грузинской музыки. По мнению академика Иванэ Джавахишвили, уже в IX веке, если не раньше, в Грузии существовало учение о церковном пении, которое называлось "наукой об изучении голосов". В церквах и монастырях Грузии, а также в грузинских культурных центрах за границей - в Синае, Афоне, Палестине - особое внимание уделялось искусству хорового пения. Церковные хоралы занимают особое место. Они характеризуются более мягкой манерой исполнения, существенно отличающейся от фольклорной. Однако и в церковных песнопениях можно обнаружить местные различия: западные грузинские песнопения кажутся более резкими и диссонансными по сравнению с гармоничными, ласкающими слух песнопениями восточной Грузии. В X веке в церквах и монастырях существовала должность руководителя церковного хора. Тогда же появились книги по гимнографии, такие, как сборники песнопений осмогласия. Сборники церковных хоралов X и XI веков донесли до нас имена гимнографов Иоанэ Минчхи, Микаэла Модрекили, Иоанэ Мтбевари, Эвтвимэ и Гиорги Мтацминдели, Эфрема Мцирэ и других, которые не только переводили тексты хоралов с греческого, но и часто сами сочиняли новые. Хотя большая часть церковных песнопений используется прежде всего в православной литургии, они давно заняли прочное место и в концертном репертуаре.

 

До нас дошли также невмические записи нот первой половины Х века. По своей графике грузинские невмы отличались от греческих и латинских, и по сей день система их записи не расшифрована. Её следует изучать в сравнении с ранневизантийской системой, применяемой в греческих песнопениях, так как с самого начала грузинское церковное пение развивалось на основе греческого текста. Позднее оно приобрело традиционные черты народного многоголосного пения.

 

В первой половине XIX столетия, после присоединения Грузии к России, стали устанавливаться постоянные связи с русской и западноевропейской музыкальной культурой. В 1851 году в Тбилиси был создан оперный театр, в котором, кстати, выступали не только грузинские, на даже итальянские и русские оперные труппы. В конце XIX века была создана школа Кавказского музыкального общества, в которой наибольший интерес проявлялся именно к национальной культуре и особенно к грузинским народным песням. В начале ХХ века духовные песнопения изучались и исполнялись специалистами, унаследовавшими это неоценимое сокровище от предыдущих поколений.

 

Городская музыка Грузии, в которой восточные и западные влияния слились с местной традицией, отличается особым обаянием. Типичный городской ансамбль - трио гобоев дудуки, состоящее из двух инструментов, ведущих мелодию, и баса. Эти гобои встречаются во всех районах Кавказа. Их двойная трость очень велика по сравнению с корпусом инструмента; как и в больших по размеру конических гобоях, здесь используется циркулярное, непрерывное дыхание. Их трогательный бархатный звук особенно подходит для исполнения медленных, величественных мелодий. Однако сегодня в Грузии немного найдётся ансамблей, которым это искусство под силу.

 

Сегодня в Грузии работают: грузинский театр оперы и балета, театр музыкальной комедии, государственный симфонический оркестр, консерватория и множество ансамблей народных песен и танцев. И пусть вам незнакомы такие имена как Вано Сараджишвили, Иа Каргаретели и Мелитон Баланчивадзе, зато все мы с детства знаем вкус грузинского чая и не совсем с детства, но все же вкус хорошего Грузинского вина.

 

Макс Климов, Кузбасс FM

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

М.Тактакишвили

 

По следам Руставели

(выдержки из книги)

 

Музыкальная культура грузинского народа имеет многовековую историю. Об этом свидетельствуют живые памятники этой культуры, прежде всего, народное песенное творчество, которое в течение веков сложилось как большое самобытное искусство. Особенно это относится к хоровому фольклору, являющемуся неотъемлемой частью жизни народа. Не случайно, что все грузинские музыканты, закладывающие основы национального профессионального искусства с конца Х века, в своей деятельности главное внимание уделяли собиранию и изучению произведений народного творчества.

(...)

Глава I. Особенности древнегрузинской музыкальной культуры

1.1. Характеристика песенного творчества

Грузинское народное песенное творчество в его главных и основных видах исполняется как одноголосно (в сольном исполнении, с сопровождением инструментов и без сопровождения), так и двух- и трехголосно.

 

Грузинская народная песня исключительно богата по своей ладово-гармонической основе, в мелодико-интонационном и ритмическом отношении, жанрами и сюжетами и глубоко насыщена идейно-эмоциональным содержанием, ярко отражающим всю жизнь грузинского народа.

(...)

В отношении наличия в нем различных музыкальных диалектов грузинский песенный фольклор можно разбить на хевсурский, тушинский, пшавский, мтиульский, карталино-кахетинский, месхский, гурийский и т.д.. Все эти диалекты представляют собою исторически выработанные типы отдельных ветвей грузинского музыкального фольклора. Различие между ними можно установить не только в отношении сюжетов, жанров и музыкальной структуры песен, но и в отношении стилистических особенностей и форм их выявления. При всем этом они являются лишь отдельными ветвями общегрузинского песенного творчества, будучи тесно связанными в отношении самых основ их возникновения. Отметим ряд характерных особенностей грузинского музыкального фольклора.

 

Прежде всего, у Грузии имеется богато развитое вокальное многоголосие с самостоятельным значением его отдельных голосов. Случаи унисонного и октавного коллективного исполнения одноголосных мелодий очень редки и лишь частично встречаются в отдельных примитивных по своему складу образцах хевсурских, тушинских, а также месхеких и лазских песен. Что же касается основного склада грузинских многоголосных песен, то коллективно (хором) в них исполняется лишь басовая партия, в то время как партии верхних голосов исполняются солистами.

 

Что же касается одноголосных песен, то они, в зависимости от жанра, разбиваются на три категории: в первую входят трудовые песни, исполняемые исключительно мужчинами сольно, без вокального или инструментального сопровождения; ко второй категории относятся женские песни, главным образом колыбельные, исполняемые также индивидуально; в третью входят лирические, исторические, героические и шуточные песни, исполняемые как мужчинами, так и женщинами в сопровождении различных народных музыкальных инструментов. Укажем и на то, что грузин обычно нет смешанных ансамблей: многоголосные песни исполняются однородным хором, главным образом мужчинами. Исключение в этом отношении составляют лишь отдельные фамилии или семьи, сохраняющие и передающие от поколения к поколению свои музыкальные традиции. (...)

Что касается женских хоровых песен, то их репертуар очень ограничен: в него входят, главным образом, песни, связанные с семейным бытом, а также обрядовые песни.

(...)

Карталинцы и кахетинцы являются теми племенами грузинского народа, которые на протяжении тысячелетий создавали богатую национальную культуру. Единство исторической жизни, общественного уклада, нравов и обычаев этих племен обусловило формирование у них единых традиций художественного творчества.

(...)

Говоря о различных видах обрядовых песен, нельзя не упомянуть также языческое культовое пение, которое после принятия Грузией христианства сменилось христианским культовым пением. Каким было это пение в первый период после принятия христианства – установить очень трудно или даже совершенно невозможно. Но можно полагать, что, с одной стороны, подобно тому, как новые христианские церкви воздвигались на тех же местах, где раньше были построены языческие храмы, так и для христианских песнопений, с целью быстрого усвоения новой религии, использовались языческие культовые песни, а с другой стороны, постепенно возникали и новые церковные мелодии. На это указывает акад. Джавахишвили, говоря, что "из биографии ассирийского деятеля Бардесани известно, что с целью внедрения среди соотечественников христианской религии он применил – языческие мелодии и пляски, но вместо языческих молитв он заставлял произносить христианские".

 

Аналогичный случай вполне мог иметь место и в Грузии, где в гуще народа долго не могла прерваться окончательная связь с языческой обрядностью. Еще в конце 19-го столетия в Грузии имели место весьма интересные случаи. Так, на храмовом празднике "животворящего креста" народ, неся крест на руках, обходил церковь и, несмотря на то, что процессию возглавлял священник, пел песни, недопустимые во время богослужения. Этот факт говорит о том, что в народе упорно продолжало жить древнеязыческое песнетворчество.

 

Вследствие того, что христианство стало культивировать хоровую монодию, вместе с христианством, проникшим в Грузию, с одной стороны, из Византии, а с другой – из Палестины через Армению, грузинская церковь, подобно греческой и армянской, должна была воспринять одноголосное песнопение.

 

Поскольку христианство в Грузию пришло из Византии в IV веке и оттуда же был заимствован весь церковный ритуал, возможно также, что богослужение некоторое время совершалось на греческом языке греческими священниками, исполнявшими тексты церковных песнопений на греческие напевы. Но грузинский народ, имея с древнейших времен свою высокую материальную и духовную культуру, а также свои музыкальные традиции, несомненно, не мог примириться с чуждыми грузинскому песенному творчеству мелодиями и вел борьбу за создание своих церковных песнопений на базе собственной музыкальной практики. Это и обусловило специфику грузинской культовой музыки, подробное описание которой, впрочем, выходит за рамки настоящей работы.

 

1.2. Народные основы гармонии

...Гармония (со всеми ее элементами) грузинской народной музыки прошла длительный исторический путь развития. Результаты развития грузинского многоголосия особенно ярко сказались на двух диалектах – гурийском и карталинском, в которых сконцентрировались все этапы становления больших групп диалектов и, надо предполагать, и общегрузинского народного музыкального языка.

 

Гармонии карталинского диалекта присуща ясность гармонических закономерностей во всех элементах гармонии и богатство сжатых, четко доходящих до слушателя гармонических форм. При этом в гармонии этого стиля значение мелодического начала не исчезло, оно действует как равноправная сила в становлении форм различных элементов гармонии. Пользуясь выражением академика Б.Асафьева, можно сказать, что гармония карталинского диалекта является "застывшей лавой" в историческом развитии гармонии общегрузинского народного музыкального творчества.

 

В основе гармонии этого диалекта лежат откристаллизовавшиеся диатонические лады с четко оформленными интонационными формулами и секундовыми гармоническими тяготениями. Интонационно лады настолько ясны, что становится возможным определить их малообъемные или полные звукоряды, построенные по диатоническим секундам. Хроматизм не чужд этим ладам, но он исполняется "на расстоянии", в результате переменных ступеней лада, или модуляций. На основании ладовой переменности особое выразительное значение приобретает ладовая модуляция.

 

Аккордика (обычного терцового оклада), по сравнению с гармонией гурийской песни, в смысле использованных форм, более ограниченна, однако аккорды имеют четкие гармонические функции. Каждый аккорд входит в сложную систему гармонии с определенным функциональным значением.

 

Для грузинской народной, как и для профессиональной музыки, типичны аккорды нетерцового склада. Они представляют собой те основные элементы грузинской музыки, которые определяют самобытный характер грузинского национального музыкального искусства.

 

Аккорды нетерцового склада в грузинской народной музыке характеризуются следующими чертами: они возникли в условиях форм многоголосия, типичных для грузинской народной песни а именно в условиях параллельных квинт и позднее октав между басом и первым голосом, в рамке которых развивается основная мелодия; эти аккорды образуются на определенных интонациях, типичных и для одноголосных песен ранней формации. Следовательно, эти аккорды возникли вследствие мелодических закономерностей в определенных гармонических условиях; в своем историческом развитии эти аккорды в грузинской народной песне сформировались и вошли в конкретных формах в аккордику народной песни; эти аккорды закрепились за определенными ступенями. И, наконец, будучи диссонирующими аккордами, они разрешаются в ту же ступень, то есть если аккорд нетерцового склада образуется на I ступени лада, то и его разрешение приводит опять к трезвучию I ступени (разрешается не аккорд, а один звук, входящий в него).

 

Отметим и то, что в многообразных диалектах грузинской народной музыки можно проследить развитие этих аккордов от простейших, первичных, до их сложных, четко откристаллизовавшихся гармонических форм.

 

Одним из ярких и самобытных факторов в гармонии грузинской народной вокальной музыки является сложная система модуляционных приемов и модуляционных планов в развитых песнях, представляющих собой большую монументальную форму. Модуляционные планы в карталинском диалекте встречаются как в их простых формах, стоящих на грани природы переменности лада, так и в весьма сложных формах. Последние имеют обычно форму развитого тонального плана посредством модуляций на большую секунду вверх (чаще) и вниз, обогащенного модулирующими кадансами и сопоставлениями на большую терцию вниз.

 

Все указанные характерные черты гармонии карталинской песни вместе с типичными мелодическими, метроритмическими и тембровыми средствами музыкальной выразительности создают ярко выраженную систему, определяющую стилистические особенности данной народной музыкальной культуры.

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Джемаль Тавадзе: Грузинская музыка

 

Данный очерк представляет собой первую попытку дать краткое сравнительное описание некоторых характерных черт двух музыкальных культур: европейской профессиональной и грузинской фольклорной, с последующим изложением определенных воззрений насчет взаимоотношения упомянутых двух традиций в творчестве грузинских композиторов.

 

Очерк предназначен для широкого читателя; в связи с чем некоторые профессиональные понятия даются в упрощенном виде.

 

***

 

Развитие западноевропейского музыкального мышления отображает в себе исторический путь поляризации двух противоположных начал: радости и скорби. Процесс формирования мажора и минора наглядно иллюстрируют сказанное. Это процесс кристаллизации упомянутых начал, ранее находившихся в состоянии смешанности друг с другом в музыкальных ладах различных народностей и этнических групп, от которых они затем и были частично восприняты профессиональной музыкой. Формирование мажора и минора – это проявление упомянутого процесса кристаллизации в виде формирования музыкального языка. Но сам процесс отнюдь не прекратился с появлением и «победой» (XII-XIX вв.) мажора и минора, а наоборот вошел в фазу своего самого интенсивного осуществления. Так, со временем, с одной стороны все более нарушалось конструктивное равновесие между мажором и минором, а с другой стороны, смысловое равновесие между выражаемыми их посредством началами радости и скорби. Кроме того, на протяжении всего процесса имеет место парадигматическая метаморфоза этих начал. Скорбь стремиться к трагичности, все больше и больше приближаясь к центру этой вербальной парадигмы – к деструкции, освобождаясь в то же самое время от необходимости быть связанной с тональностью. Данная тенденция следует по пути дальнейшего развития вплоть до полного упразднения функциональной системы мажора и минора и в последствии уже на новом этапе формирования новых средств музыкального выражения.

 

Но для большей наглядности мысли в контексте данного очерка лучше остановиться на том этапе исторического развития западноевропейской музыки, где радость и скорбь выражаются ладами мажора и минора.

 

Лад это система, в которой звуки находятся в определенном функциональном отношении между собой. Оба лада - как мажорный, так и минорный, имеют в себе некий центр, (существуют также лады, не имеющие центра, так же как и лады с двумя или большим количеством центров). Что означает - центр лада? Внутри лада между звуками и созвучиями действуют силы притяжения и отталкивания. Все эти звуки и созвучия делятся на устойчивые и неустойчивые. В качестве таковых - то есть в качестве устойчивых или неустойчивых их воспринимает слух. Внутри лада каждый неустойчивый звук тянется к устойчивому, и каждое неустойчивое созвучие тянется к разрешению в устойчивое созвучие. Между устойчивыми звуками существует иерархия. Так вот – самый устойчивый из всех и есть центр лада. В случае мажора или минора это так называемая тоника, то есть звук, к которому как к своему разрешению стремятся все остальные и от которого и строится весь звукоряд лада. Например, в До мажоре тоника – это До. От тоники строится самое устойчивое созвучие лада – тоническое трезвучие. Трезвучие, как и все созвучия, состоящие из 3 или более звуков, это аккорд. Кроме отдельных звуков и аккордов есть еще интервалы. Интервал это созвучие двух звуков. Как интервалы, так и аккорды делятся на две группы: на диссонирующие и консонирующие. Тоническое трезвучие это консонанс, так как все интервалы его составляющие: две терции и квинта, являются консонансами. В ладофункциональной системе мажора и минора все самые устойчивые (также как и многие сравнительно устойчивые) аккорды по звучанию своему имеют мажорную или минорную структуру, то есть содержат в себе эссенцию радости или печали. Внутри тональности не только аккорды, но так же и интервалы имеют свою наклонность к мажору или минору. Следовательно, весь конструктивный материал европейской тональной музыки дуалистичен, и вся семантика здесь основана на разделении двух противоположных начал, на морфологии притяжения к радости или скорби, к светлому или трагичному и т.д.

 

Теперь обратим взгляд в сторону грузинского фольклора.

 

Перед нами развитая функциональная система с силами притяжения и отталкивания внутри себя. Как правило, это трехголосная полифония, хотя в некоторых регионах Грузии встречается также двух и одноголосое. Каким бы разнообразным не был грузинский фольклор по многочисленности музыкальных жанров, по характеру звучания и специфическим, часто радикально отличающимся друг от друга признакам, свойственным музыке того или иного региона, все же есть нечто общее, что объединяет все это разнообразие, а именно – общий закон разрешения неустойчивых созвучий в устойчивые и понятие центра функциональной системы. Развитие музыкальной ткани здесь стремится к разрешению в квинту или унисон (существуют так же и другие случаи разрешения, которые, однако, не представляют собой никакого исключения по отношению к той точке отсчета, которая в данном случае интересна). Ранее, говоря о ладотональной системе мажора и минора, мы описали тоническое трезвучие как аккорд, состоящий из трех консонирующих интервалов: двух терций и одной квинты и сказали, что этот аккорд может быть мажорного или минорного склада. Упомянутая квинта в трезвучии представлена одновременным звучанием самого нижнего и самого верхнего тонов. Этот интервал, сам по себе, не имеет никаких оттенков радости или скорби, которые возникают лишь тогда, когда к этим двум звукам добавляется еще третий, средний звук. От расположения этого третьего звука зависит, будет ли трезвучие мажорным или минорным. В определенных случаях в ладотональной (мажоро-минорной) системе добавление этого среднего звука к квинте хоть и изменяет картину звучания, но не нарушает закона и логики самой функциональной системы. Совершенно по-другому обстоит дело с грузинским фольклором. Здесь невозможно добавить к квинте, в которую разрешается развитие музыкальной мысли, какой-либо третий звук без того, чтобы не разрушить внутреннюю закономерность музыкального языка. Любая попытка сделать это окончится неудачей, и любой звук окажется лишним. Квинта звучит здесь в своей природной чистоте. Это абсолютный консонанс без оттенков преобладания какого либо из двух противопоставленных начал: радости или скорби. Это некое нерасщепленное ядро. То есть центр функциональной системы грузинской фольклорной музыки не разделен или лучше сказать - не расщеплен на два противоположных полюса. Мир этой музыки это мир цельной души. Это не индивидуальная душа, а душа интегрированности в некий коллективный организм. Душа здесь не страдает; а если она и радуется то это радость совершенно неиндивидуального происхождения… человек здесь вовлечен, он выражает действующие в нем силы природы, для которой жизнь и смерть это этапы цикла вечного обновления; рождения и увядания и возрождения. Где смерть - это часть мистерии существования, в которой все силы даны в пропорции и создают целостность вселенной.

 

Можно было бы конечно возразить на это, что народное - это то, что выражает общее и что это не является присущим одному только лишь грузинскому фольклору. Такое возражение, конечно, было бы обоснованным. Но так же было бы нелишним прислушаться к звучанию европейского фольклора, ровно как и к звучанию античных ладов, наследниками которых в известной степени являются музыкальные лады европейских народностей. В самом деле можно заметит, присутствие этих противоположных друг другу двух начал радости и скорби (пусть даже не в четко разделенном, а наоборот смешанном виде) и уловить в зародышевом состоянии наличие перспективы их дальнейшего взаимоотдаления и драматического увеличения потенциала расстояния.

 

19 век это век зарождения оперы в Грузии. В 1851 году в Тбилиси завершилось строительство здания оперы и балета, а в 1918 состоялась премьера первой грузинской оперы. За этим последовала бурная деятельность грузинских композиторов, как в сфере оперного творчества, так и в сфере других музыкальных жанров. Получив профессиональное образование в России, все они были воспитаны в традиции русско-европейской музыки. Все чему их учили: инструментовка, анализ формы, контрапункт – все это основывалось на гармоническом мажоро-минорном мышлении, на уже состоявшемся опыте культуры ориентированной на выражение трагического, боли и индивидуальных переживаний: это конкретное состояние культуры с присущим ей сформировавшимся отношением между морфологией языка и духовным содержанием.

 

Создание грузинской национальной оперы казалось тогда делом огромной важности. Грузинские композиторы обратились – как и полагалось - к фольклору.

 

Но никто тогда не заметил того, что произошло и даже сейчас это доступно пониманию лишь очень немногих. Каждая народная мелодия, которая подвергалась оркестровке, неся в себе свой собственный, присущий ей по сути своей внутренний гармонический закон противилась насилию со стороны мажоро-минорной гармонической системы. И культурное содержание дуалистического европейского духа противилось насилию со стороны «стерильности» разрешения в «индифферентные» интервалы. Начало европейской культуры представленное мажоро-минорной тональной системой заключало в себе желание рождения трагедии, драмы, индивидуального смысла и оказывалось неспособным реализовать свой творческий заряд по причине утраты его при соприкосновении с «интервалами заземления», с квинтой и унисоном. Чтоб придать больше вкуса своей музыке грузинские композиторы изменяли и переделывали фольклорный материал, приспосабливая его к потребностям европейского вкуса, писали трезвучие там, где полагалась только лишь квинта, но внутренняя структура обрабатываемого материала давала о себе знать, выпячивая острыми углами из общей приглаженной музыкальной ткани. В конце концов, целостное начало народной души оставалось мокрым и липким от засахаренной водички, которая за не имением слезных желез текла из ее глаз вместо слез; и застывала в лживой улыбке, стараясь улыбнуться, не зная зачем.

 

Следующее поколение грузинских композиторов не встретило на своем пути ни одного уцелевшего здания национальной культуры, которое бы выдержало тяжесть молотка времени.

 

© Джемаль Тавадзе

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
  • 1 год спустя...

В Грузии есть чудесная и своеобразная традиция хоровою многоголосного пения, которая появилась там на несколько столетий раньше, чем в Западной Европе. Инструментальная и танцевальная музыка в Грузии тоже есть, но это уже ответвления от старинной вокальной традиции. Существует несколько жанров народных песен: женщины исстари пели колыбельные и целительские песни, а мужчины, по обычаю выпивая немало вина, распевали песни о войне и славных победах. Некоторые праздничные песни пели мужчины и женщины вместе.

Многоголосое грузинское пение «важнее, чем все новые музыкальные открытия». Это подтвердилось в 2001 г., когда грузинские песни вошли в Список нематериального культурного наследия

человечества ЮНЕСКО. При Тбилисской Государственной консерватории был основан Исследовательский центр по изучению традиционного грузинского многоголосия.

Грузинское пение совершенно ни на что не похоже, там даже ноты свои. Поначалу эта традиция ставила в тупик музыковедов XIX в., которые пытались переложить грузинские народные песни и церковные песнопения на западные ноты. Грузинская народная музыка тональна и часто нарушает все наши представления о «мажоре» и «миноре». Ее определяет скорее диссонанс и гармоничные переходы. Так получается яркий, звучный поток голосов, которые сходятся и расходятся, иногда противоречат друг другу, повторяются, но всегда возвращаются к плавной гармонии. В западной музыке параллельные квинты и октавы не признают, а в Грузии они до сих пор преобладают. Большие и малые терции в сочетании считаются негармоничными, поэтому чаще всего используют созвучные кварты и септимы.

Полифония и гармония, по всей видимости, существовали в Грузии уже тогда, когда на востоке и на западе все еще царил монодический склад. Можно легко проследить корни многоголосия в грузинском хоровом пении, где единственная мелодия поддерживается органным пунктом или монотонным распеванием, которое помогает солисту держать строй. В Грузии монотонно распевают обычно средние голоса. Получается сильный гул, который, скорее всего, только усиливался акустикой в церквах. Богослов XI в. Иоанн Петрици описал природу Троицы в терминах гармонии и мелодики трех голосов. Это мзхар (высокий, то есть средний тенор), жир (второй голос, низкий тенор) и бам (бас). Жянров народной песни в Грузии немало: мишури (трудовые песни), супру.чи (застольные, в том числе тосты), сатрпто (песни о любви) и согмиро (песни-баллады, эпические — исполнение народных стихов или произведений поэтон XIX в., например Чавчавадзе). Песни, как правило, бывают в форме рондо, с припевом или без. Ритмически они обычно близки к з/4 или 6/8) ритм меняется в одной музыкальной фразе, такое «пружинистое» звучание вообще характерно для грузинских песен.

Самое глубокое многоголосие - в западных районах, особенно в Гурии, где композитор Хонеггер безуспешно пытался записать нотами песню для семи голосов. Каждый голос там обладал своей степенью свободы, даже бас свободно импровизировал и выдавал соло. В Турин есть свои собственные многоголосые песни, надури (от слова нади, названия коллективной работы, сбора урожая или строительства дома), это песни для двух хоров и четырех голосов. Высокий голос (гамкивани или криманчули) просто издает вскрики, похожие на йодль, тенор (дамцкеби) поет собственно стихи, третий голос (шемкмобари) дает настройку, а бас (бари) ведет мелодию без слов, контрастируя с тенором. Мингрелы тоже превосходно умеют сплетать голоса, составлять из них незабываемые мелодии. Минг-релия — единственное место, где можно увидеть смешанные хоры, где вместе поют мужчины и женщины. Слоговое пение без определенных слов (ГЛОССОЛАЛИЯ, вроде «люли-люли» в русских народных песнях) особенно характерно для запала Грузии.

В Сванетии, в деревнях высоко в горах Кавказа, до сих нор сохранилась совершенно неземная уникальная традиция пения на три голоса, с пентатонными звукорядами. Песням часто аккомпанируют на чанги, сванском инструменте типа арфы, который выглядит как греческая ваза, или на лютнях чианури и пандури (на них позволено играть только мужчинам). Еще в Сванетии мужчины водят хороводы, которые называются перхули. Постепенно такой танец переходит в фантастические одиночные танцы. Женщины не танцуют, они поют печальные песни. Траурные обычаи в этих краях и области Рача сочетают языческие тра диции причитания над усопшими и христианские песнопения — поют на похоронах обычно женщины, изредка мужчины, но никогда все вместе.

В восточно-грузинских песнях бас обычно ведет длинную постоянную мелодию без слов, а героические теноры поверх этой мелодии сплетают слова, создавая удивительную гармонию. Церковные песнопения в каждом краю обычно похожи на мирские песни, хотя там все голоса поют тексты, а не просто мелодии. Одни из самых запоминающихся, звучных, глубоких, будто налитых вином песен можно услышать в Кахетии. Немного южнее вы услышите «Оровел» — длинную, лиричную песню, которая, вопреки обыкновению, исполняется сольно. Когда-то ее пели, управляя плугом или повозкой с волами. Эти песни и по названию, и по звучанию похожи на армянские песни «Хоровел».

Церковная музыка совершенно отчетливо происходит из Византии, она более медленная и спокойная, чем обычная, а гармонии и мелодии ее ближе друг к другу и соединяются в ровном ритме. Гимны поются очень эмоционально, голоса накладываются друг на друга, создавая долгие подвижные гармонии, как если бы певцы не дышали. Уникальная средневековая традиция грузинских православных песнопений чудом сохранилась в манускриптах с X в. В начале XX в. это все начали переводить в традиционные западные ноты. Песнопения возникли, когда византийские священные тексты в IX и X вв. перевели на грузинский язык в Палестине и на горе Афон. Эшм занимались грузинские монахи-богословы, среди которых были Георгин Мтацминдели и Гри-гол Ханцтели.

Считается, что именно в тот период возникли гомофонные песнопения для трех голосов, и тогда же появились первые церковные школы,которые распространяли традиции веры, в том числе и песнопения. Центром обучения стал монастырь Гелати, неподалеку от Кутаиси. Студенты проводили там до семи лет, воспринимая традицию у срулигало-бели (лучших солистов хора), и только потом сами становились певцам! в церковном хоре.

Невменное нотное письмо с XVII в. постепенно исчезало, и только в середине XX в. его заново расшифровав, хотя средневековая поименная нотная грамота до сих пор остается загадкой. Местные мотивы передавав лисьот предков к потомкам в изустной традиции. Песнопение «Ты-лоЩ за» («Шеи хар венахи»), посвященное Деве Марии царем Деметром (1125—1156), пелось на свадьбах не один век. Сочетание тратишш народных песен и профессионального церковного хорового пения породило жанр «народно-священных» песен, таких, как чона — песни об урожае и о плодородной земле, которые пелись перед Пасхой, и опило — рождественские гимны, с которыми люди обходили все село перед Рождеством.

Хотя хоровое пение до сих пор является самой распространенной формой народной музыки, народных инструментов там тоже немало. Самый древний — трехтысячелетнин костяной инструмент типа гобоя (сааамури), найденный у Мцхеты. На доли, круглом кожаном барабане, выбивали ритм 5/4, аккомпанируя древним воинам в битве (по свидетельству Ксенофонта, который писал о племени моссинов). В наши дни грузины играют на таких инструментах, как пандури -восточно-грузинская лютня с тремя струнами, чонгури — западно-грузинская шипковая лютня с четырьмя струнами, чианури — круглый смычковый инструмент с тремя струнами из Сванети и Рачи, и чан-ги — сделанная вручную деревянная арфа. Есть еще две традиционные волынки — чибони из Аджарии и гудацаири из Рачи. Другие известные инструменты — дудук, похожий на кларнет, и зурма, вроде гобоя, оба они армянские.

В XIX в. западные мелодии стали сочетать с грузинским пением натри голоса — так появился популярный жанр «городской музыки», именно ее сегодня можно услышать в любом кафе и в любой машине. Это песни о любви на запоминающиеся, но простые мелодии, иногда пол гитару или фортепьяно. Самая известная такая песня — «Сулико», песня о тоске по любимой девушке, на стихи поэта Акакия Церетели.

В эпоху коммунизма самым известным грузинским хором был хор Ру-стави, сохранилось немало записей его выступлений, которые сейчас можно купить на компакт-диске. С этих песен хорошо начинать знакомство с грузинской музыкой. Есть также собрание приятных записей хора Цинандали — «Грузинские застольные песни» (на самом деле, все это кахетинские песни). В современной Грузии, конечно же, есть свои исполнители — например, хор Анчисхати и другие, а также есть много известных музыкантов на западе.

Что касается классической музыки, то Грузия но праву может гордиться Пааюй Бурчуладзе, всемирно известным басом (родился в 1955 г.). Он поет скорее и западной оперной •фадишш, чем в русской. Есть п другие, не настолько известные фузинские музыканты — дирижеры Джансуг Ка-хидзе и Евгении Мнкеладзе, пианистка Элисо Вирсаладзе, скрипачки Елизавета Батиашвили и Марина Иашвили. Тбилисский оперный тсагр назван в честь композитора Закарии Палиашвили (1871 — 1933), который основал в Грузии градншпо классической музыки. Палиашвили создал три известных онеры «Авессалом и Этсри» (1918. трагедия), «Даней».

 

(с) Борис Минаев

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...