Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Багулалы — одна из малочисленных бесписьменных народностей Дагестана, которая отнесена к числу аварцев.

 

Самоназв. багула имеет несколько значений: богатыри, время еды, соски, бедные люди, едящие сырое мясо и т.д. Контактировавшие с Б. соседние народы также их называют багулалами. Дальние народы Дагестана называют их аварцами.

 

Б. расселены по сев. склону Богосского хребта на правом берегу р. Андийское Койсу. Компактно проживают в соседствующих сел. Хуштада, Тлондода, Кванада, Гимерсо (Цумадинский р-н), Тлисси, Тлибишо (Ахвахский р-н). В наши дни Б.-переселенцы живут компактно в сел. Чало (Кизилюртовский р-н). Дисперсно Б. проживают в переселенческих селениях Кизлярского, Хасавюртовского, Кизилюртовского р-нов. До революции административно они входили в Каратинское наибство Андийского округа. В обзорах Дагестанской обл., составленных на основании отчетов начальников округов Дагестанской обл. XIX в., к числу Б. отнесены все народы Зап. Дагестана, проживающие в горах за Хунзахом.

 

Общее количество Б. в 60-х гг. XIX в. составило 1989 чел., проживающих в 577 хоз-вах, в 20-х гг. XX в. их стало 3054 чел., что составило 0,39 % от общего населения Дагестана. В наши дни количество Б. согласно хоз. книгам сел. администраций, составляет более 5 тыс. чел. Идентифицируют себя с аварцами, Б. по переписи 2002 г. записалось в ЮФО 23 чел.

 

Соседство с другими народами наложило отпечаток на культуру единого багул. народа, внутри которого подразделяются три группы, каждая из которых имеет специфические особенности языка, быта, культуры. Каратинскому и ахвахскому культурному влиянию подверглись Б., проживающие в сел. Тлисси, Тлибишо. Каратинскому культурному влиянию подверглись жители сел. Гимерсо, Кванада. Тиндинскому культурному влиянию подверглись Б. в сел. Хуштада, Тлондода.

 

Б. в своей основе можно считать автохтонами на проживаемой ими в наши дни территории, в последующем смешавшимися с пришлым элементом в результате отдельных ист. событий. Антропологический материал показывает, что они являются древнейшим населением на данной территории и первыми освоили ее. Стержневой процесс складывания Б. и развитие их культуры шли непрерывно. Много родственных групп у Б. имеются в чамалальских, дидойских, ахвахских, каратинских, тиндинских сел.

 

Б. вошли в состав России в XVIII в. и приняли русское подданство. Тем не менее Б. принимали участие в движении горцев под руководством Шамиля. После окончания Кавказской войны они были включены в Каратинское наибство Андийского округа, а с 1900 г. — во владения помощника Каратино-Технуцальского участка того же округа.

 

Для решения вопросов повседневной жизни общины созывался сел. сход (общинное собрание). Через сход происходило управление общиной и регулирование обществ. отношений села. Существовал также авторитетный межобщинный сход. Он практически являлся советом старейшин. Старейшин избирали от всех входящих в союз сел. обществ.

 

Специфичным является древний институт «гьоркьо рукъ» (мужской дом). Ежегодно в течение 2-3 месяцев зимы мужская часть населения группами по 15-20 чел. собиралась в домах, куда доступ женщинам был запрещен. Они проводили время в пиршествах, выбирали из своей среды шаха, слово которого было законом для всех. Они занимались также закаливанием своего организма. Женатые мужчины могли провести ночь с четверга на пятницу у себя дома.

 

Существовал обычай взаимопомощи, практиковавшийся при выполнении трудоемких с.-х. работ, при возведении дома, на свадьбе, на похоронах и т.д.

 

В конфессиональном отношении Б. считаются мусульманами суннитского толка шафиитского мазхаба. Ислам окончательно утвердился в XIX в. Сейчас в каждом селении имеется мечеть. В среде народа живучи также отдельные домусульманские верования и обряды (вера в существование духов, магия и т.д.).

 

За годы советской власти заметны успехи в культуре, здравоохранении, просвещении. В конце 20-х гг. во всех сел. были открыты светские школы. Сейчас в сел. Хуштада, Тлондода, Кванада функционируют средние школы; в сел. Гимерсо, Тлибишо — восьмилетние, а в сел. Тлисси — начальная школа. При средних школах действуют группы продленного дня, заочные школы, а в селе. Хуштада и интернат на 70 учащихся.

 

До победы советской власти за исключением медпункта в сел. Кванада, перенесенного в сел. Агвали в 1911 г., не было мед. учреждений. Сейчас во всех сел., кроме Тлисси, функционируют медпункты.

 

В каждом багулальском сел., кроме Тлиссии, имеется сел. библиотека, дом культуры, музыкальная школа, киноустановка. Все сел. электрофицированы, телефонизированы. В домах имеются телевизоры.

 

Большим уважением у Б. пользуются учителя, работавшие в их школах, когда республика ощущала острый недостаток в пед. кадрах: Надежда Васильевна Завертаева, Мария Ивановна Кривенкова, Валентина Ивановна Багандова, работавшие в кванадинской школе, Федор Степанович Уванков — учитель тлондодинской школы, Алексей Иванович Сизов, Рива Мироновна Аророва — учителя хуштадинской школы и т.д.

 

Б. являются представителями бесписьменных народов, хотя у них есть свой особый язык. Он низведен сейчас до уровня бытового, словарный фонд его беднее, возможно, в будущем он совсем исчезнет, что может стать большой потерей для науки.

 

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...