Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

Бежтинцы (самоназв. — по наименованиям селений. Общее назв. — по гл. селению Бежта) — один из малочисленных народов авар. группы в Дагестане. Исторически консолдировались с аварцами (общие генетические корни, общность ист. судеб, родственность языковых структур, наличие языка взаимообщения, схожесть элементов культуры и быта и др.). В письм. источниках и ист.-этнограф. лит. известны как капучинцы, реже — как калаки (груз.). Авар. группа народностей называет их «хванал», т.е. «лошадники».

 

Этническая территория Б. находится в Зап. высокогорном Дагестане, поселения их расположены по левым притокам р. Аварское Койсу, в отрогах Гл. Кавказ. и Богосского хребтов. На юго-западе они граничат с цезами, гунзибцами и гинухцами, на юге — с цезами, на востоке — с анухцами. Это население сел. Бежта, Хашархота, Тлядал и окружающих их хуторов. Часть их с XVI—XVII вв. проживает в Грузии, в советский период другая часть переселилась на Кумыкскую равнину. Незнач. часть Б. проживает среди других аваро-андо-цезов, в городах республики. Численность — 6188 чел. (2002).

 

Как этнос Б. представляют собой народность, процесс консолидации с аварцами у которых еще не завершился. С соседними народами отношения исторически мирные, деловые, добрососедские; столкновений на этнической почве не было.

 

Б. относятся к кавкасионскому типу балкано-кавказской расы большой европеоидной расы. Говорят на бежт. языке, который относится к цезской подгруппе аваро-андо-цезской группы нахско-дагестанской ветви северокавказской семьи языков.

 

О происхождении Б., как и других дагест. народов, говорить весьма затруднительно. Известно, что издревле они входили в конфедерацию Дидо. Основой для образования горских племен Дагестана, в т.ч. и конфедерации племен Дидо, в I тыс. до н.э. послужили субобщности, на которые, начиная с III тыс.

до н.э., стала распадаться вост.-кавказ. этнокультурная общность. Позднее, уже в Средние века, из конфедерации Дидо выделились, как самостоят. этнос. Письм. источники и археологический материал соседних микрорегионов позволяют полагать, что во 2-й пол. I тыс. до н.э. Б. вместе с другими племенами переместились на совр. территорию с южных районов Закавказья.

 

Первые свидетельства о племенах на сев. склонах Гл. Кавказ. хребта (в т.ч. и о капучинцах) относятся к нач. периоду (первым векам) н.э. Племена андо-цезов были известны античным авторам под общим названием «дидуры» (от груз. «большой», «огромный» — Страбон, Клавдий Птолемей, Плиний Старший и др.). Дальнейшее их пребывание на тех же территориях засвидетельствовано средневековыми армянскими, арабскими, грузинскими и др. авторами.

 

В XV—XVI вв., в силу совокупности внутренних и внешних соц. и военно-полит. причин, этнополитическое объединение Дидо распадается. Результатом этого было образование на территории Зап. Дагестана самостоят. союзов сел. общин и их федераций. Одним из самых сильных в воен.-полит. отношении союзов здесь в XVI — нач. XVII вв. стал союз Анцухо-Капуча, в состав которого наряду с анцухцами и гунзибцами входили и Б. В сер. XVIII в. этот союз распался на отд. воен.-полит. единицы Анцух и Капуча. В нач. период движения горцев Сев.-Вост. Кавказа за независимость народы сев.-зап. Дагестана в этой борьбе участия не принимали. Однако жестокая политика царизма по отношению к горцам, их торгово-эконом. блокада привели к тому, что нейтральная часть горцев, в т.ч. и капучинцы, активно втянулись в войну на стороне Шамиля с 40-х гг.

 

После окончания Кавказской войны Б., как и другие дагестанцы, вошли в состав Российского государства с адм. статусом Бежтинского округа Дагестанской обл. С 1861 г. они вошли в Бежтинское наибство Гунибского округа, в советское время вместе с цезами, гунзибцами и гинухцами —в состав Цунтинского р-на Дагестанской АССР, а с 1993 г. образовали Бежтинский участок Цунтинского р-на РД.

 

Подавляющее большинство Б. исповедуют ислам сунитского толка. Хотя их этническая территория находилась в непосредств. соседстве с Грузией и представляла собой поле широкой деятельности христиан-миссионеров, христианство здесь заметного следа не оставило, как это было к примеру, в Ц. Аварии, тем не менее элементы поклонения кресту в религиозных представлениях Б. вплоть до принятия мусульманства сохранились, хотя в своей основе эти представления носили характер язычества. Сведения о распространении здесь мусульманства непосредственно арабами не сохранилось. Со временем здесь появились свои ученые-арабисты, богословы, знатоки Корана и мусульманского права. Созданная на основе араб. графики аджамская письменность позволила Б. писать и читать на родном и аварском языках.

 

В наши дни подавляющее боьшинство местного населения считает себя мусульманами. Так оно на самом деле и есть, если вспомнить, что ислам это не только комплекс догм и ритуалов, но и определенный образ жизни. Значит. часть населения определяет свою причастнось к исламу тем, что придерживается мусульм. бытовых правил и обычаев, ориентаций и критериев. У различных слоев населения знание основ мусульманской религии существенно разнится. Но тенденция углубленного следования духу и букве исламского вероучения, соблюдения всех «столпов ислама», начиная с к. 80-х — нач. 90-х гг. заметно возрастает. Все чаще родители высказываются о необходимости привития детям основ религии предков, все большее число юношей обучается в медресе и специализированных мусульм. учеб. заведениях.

 

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...