Перейти к содержанию

Рекомендуемые сообщения

 

 

Группу язычковых инструментов в осетинском музыкальном инструментарии представляют удæвдз и лалым-уадындз. В отличие от лалым-уадындза, который стал исключительно большой редкостью, удæвдз - инструмент широко распространенный, по крайней мере, в Южной Осетии. Последнее, как и название инструмента, должно свидетельствовать о том, что название "стъили" вошло в осетинский язык, очевидно, из соседней грузинской музыкальной культуры.

 

Такие явления в истории музыки не редкость. Они наблюдаются повсеместно. Генезис и развитие музыкальных инструментов, их распространение среди соседствующих этнических формирований и "вживание" в новые культуры давно являются предметом пристального изучения как отечественных, так и зарубежных инструментоведов, но, несмотря на это, в освещении ряда вопросов, особенно вопросов генезиса, они все еще не преодолели барьера "легендарной" трактовки. "...Хотя сейчас смешно читать об инструментах, которые Ною удалось сохранить во время всемирного потопа, мы все же часто встречаемся с малообоснованными описаниями генезиса и развития музыкального инструментария...".

 

Выступая на международной конференции фольклористов в Румынии в 1959 г., известный английский ученый А. Бейнс дал меткое определение "миграционным" процессам в этноинструментарии: "...инструменты - это великие путешественники, зачастую переносящие напевы или другие музыкальные элементы в народную музыку далекого народа...".

 

И, тем не менее, многие исследователи, в том числе и сам А. Бейнс, настаивают "...на локальном и тщательном изучении всех многообразных форм музыкального инструментария, характерных для данной территории, для данной этнической группы; тем более что для историко-культурного изучения музыкальных инструментов особенно важны социальные функции этих инструментов, их место в общественной жизни народа...".

 

Особенно применимо это к общекавказскому этноинструментарию, многие виды которого (свистковые и открытые продольные флейты, зурна, дудук, волынка и др.) давно считаются "исконно своими" почти для каждого из народов указанного региона. В одной из наших работ мы уже имели случай подчеркнуть, что изучение общекавказского музыкального инструментария имеет исключительное научно-познавательное значение, т.к. Кавказ сохранил в себе "...в живом виде целый ряд стадий развития мировой музыкальной культуры, уже исчезнувших и забытых в других пунктах земного шара...".

 

Если вспомнить древность и, особенно, интимность осетино-грузинских культурных взаимоотношений, не только допускавших, но и во многом обусловливавших взаимные заимствования в материальной и духовной культуре, в языке, в быте и пр., то факт восприятия музыкальным бытом осетин самого названия "стъили" и, как нам кажется, лалым-уадындз из грузинского, не покажется невероятным.

 

Удæвдз-стъили в настоящее время имеет широкое применение в основном в пастушьем быту, и по тому, какое важное место он занимает здесь, можно считать, что функционально он пришел на смену уадындзу. Однако было бы неверным ограничивать сферу его распространения лишь пастушьим бытом. Большой популярностью он пользуется во время народных гуляний и особенно во время танцев, где он служит сопровождающим танцы музыкальным инструментом. Большая популярность и широкое распространение его обусловлена еще и доступностью для всех, особенно подростков.

 

Нам дважды доводилось быть свидетелем применения стъили "в живой практике" - один раз на свадьбе (в с. Метех Знаурского района Южной Осетии) и второй раз во время сельского веселья ("хъазт" в с. Мугрис того же района). Оба раза инструмент выступал в ансамбле с ударными гуымсæг (доли) и къæрцгæнæг. Интересно, что во время свадьбы стъили играл (а моментами и солировал) вместе с приглашенными зурначами.

 

Это обстоятельство несколько насторожило, т.к. строй стъили оказался соответствующим строю зурны. Зурначи были приглашены из соседнего села Карели и вариант предварительного контакта и подстройки стъили под зурну исключался. На мой вопрос, как могло оказаться, что строй стъили совпал со строем зурны 23-летний Садул Тадтаев, игравший на стъили, сказал, что это "чистая случайность". Отец его, Иуане Тадтаев, всю свою жизнь проходивший в пастухах (а ему 93 года!), сказал: "...Сколько себя помню, столько делаю эти стъили и никогда не было, чтобы их голоса не совпадали с голосами зурны...".

 

При себе он имел два инструмента, которые действительно были выстроены одинаково. Нам трудно было сверить их строй со строем зурны или дудука, которые иногда заносятся сюда из соседних грузинских сел, и которых в этот момент не оказалось, но то, что оба стъили были одного строя, заставило отнестись к его словам с доверием. Однако раскрыть "феномен" И.Тадтаева в определенной мере все же удалось. Дело в том, что вопреки слуховой корректировке звукоряда, применяемой при изготовлении уадындза, здесь, при изготовлении стъили, им используется так называемая "метрическая" система, т.е. система, имеющая в своей основе точные величины, определяемые толщиной пальца, обхватом ладони и т.д.

 

Так, например, процесс изготовления стъили И.Тадтаев изложил в следующей последовательности: "...Для изготовления стъили срезается молодой, не очень толстый, но и не очень тонкий побег шиповника. На нем откладывается два обхвата моей ладони и еще три пальца (примерно 250 мм). Этой отметиной определяется размер стъили и по этой отметине делается надрез заболони по кругу ствола глубиной до твердой корки, но пока не отрезается совсем. Затем наверху (у головки) в заболони прорезается место для язычка, длиной в ширину моих безымянного пальца и мизинца.

 

С нижнего конца отмеряется расстояние в два пальца и определяется место для нижнего (игрового) отверстия. От него вверх (к язычку) на расстоянии одного пальца друг от друга определяются места для остальных пяти (игровых) отверстий. Нанесенные отверстия и язычок затем уже прорезаются и делаются так, как они должны быть на готовом стъили. Теперь осталось снять заболонь, для чего следует постучать по ней ручкой ножа вокруг, осторожно покручивая, и, когда она полностью отделится от твердой сердцевины, - снять ее. Затем удаляют мягкую сердцевину в стебле, хорошо прочищают трубку, доделывают язычок и отверстия и вновь надевают заболонь, поворачивая, совмещают отверстия в ней с отверстиями на стебле. Когда все сделано, уже можно срезать стъили по отметине размера и инструмент готов ... но пока "душа" не зашевелится (т.е. язычок), звука он не издаст ("Цалынмæ йæ уд не'стæлфы, уæдмæ йын хъæлæс нæ вæййы...").

 

Первое, что бросается в глаза в приведенном описании процесса изготовления стъили - это чисто механическая технология. Мастер ни разу не произнес слов "подуть, поиграть, проверить" и т.д. Бросается в глаза и основной "инструмент" корректировки звукоряда инструмента - толщина пальцев - единственный определитель величин и соотношений между его деталями.

 

"...При обмере масштабов, в которых построен тот или иной народный инструмент, - пишет В. М. Беляев, - всегда нужно иметь в виду, что в этих масштабах могут быть осуществлены народные меры, ведущие свое происхождение из глубокой древности. Поэтому для обмера народных музыкальных инструментов с целью определения масштабов их постройки необходимо, с одной стороны, знакомство с античными линейными мерами, а с другой стороны, знакомство с местными естественными народными мерами.

 

Меры эти: локоть, фут, пядь, ширина пальцев руки и др. в разные времена и у разных народов подвергались официальному упорядочению по различным принципам, и осуществление при постройке музыкального инструмента тех, а не иных мер может дать в руки исследователю верную нить для определения происхождения инструмента в отношении территории и эпохи...".

 

При рассмотрении осетинского духового инструментария нам действительно пришлось встретиться с некоторыми народными определениями мер, уходящими в глубокую древность. Это термин "армбæрц", приведенный выше и ширина пальцев руки, как система более мелких измерительных величин. Факт наличия их в "музыкально-производственных" традициях осетинского народа имеет большое значение не только для исследователя музыкального инструментария, но и для тех, кто занимается изучением истории быта и культурно-исторического прошлого осетин.

 

Удæвдз бытует в осетинском музыкальном инструментарии и как одноствольный (иухæтæлон) и как двуствольный (дыууæхæтæлон). При изготовлении двуствольного удæвдза от мастера требуется большое умение в подстройке двух по существу разных инструментов в абсолютно идентичном звуковысотном соотношении звукорядов обоих инструментов, что не так уж просто, принимая во внимание столь архаические формы в технологии.

 

Очевидно, здесь срабатывает фактор очень древних и стойких традиций. Ведь причина живучести искусства "устной" традиции заключается в том, что железная стойкость его канонизированных элементов выкристаллизовывалась неразрывно с процессом становления художественно-образного мышления народа в течение всего предшествовавшего исторического периода. По крайней мере - факт налицо: чего невозможно добиться по системе слухового корректива, явления более позднего, то легко достигается по метрической системе, восходящей к более древним временам.

Описание двуствольного стъили в общих чертах сводится к следующему.

 

К уже известному нам одноствольному стъили подбирается абсолютно одинакового диаметра и размера другой ствол с такой же последовательностью технологического процесса. Изготовляется этот инструмент аналогично первому с той, однако, разницей, что количество игровых отверстий на нем меньше - всего четыре. Это обстоятельство в известной степени ограничивает тонально-импровизационные возможности первого инструмента и таким образом, связанные нитью (или конским волосом) в одно целое, они превращаются в один инструмент с присущими только ему музыкально-акустическими и музыкально-техническими особенностями.

 

Правый инструмент обычно ведет мелодическую линию, свободную в ритмическом отношении, левый же ведет ему басовую втору (часто в виде бурдонного сопровождения). Репертуар - в основном танцевальные наигрыши. Сфера распространения такая же, как и у удæвдза.

 

По своим звуковым и музыкальным свойствам одно- и двуствольный удæвдз, как и все язычковые инструменты, обладает мягким, теплым тембром, близким тембру гобоя.

На двуствольном инструменте, соответственно, извлекаются двузвучия, причем, второй голос, имеющий функцию сопровождения, обычно менее подвижен. Анализ звукорядов нескольких инструментов позволяет сделать заключение о том, что общий диапазон инструмента следует считать в объеме между соль первой октавы и си-бемоль второй октавы.

 

На двуствольном удæвдзе, как и на одноствольном, легко исполнимы штрихи стаккато и легато (но фразировка относительно короткая). В отношении чистоты темперации звукоряда нельзя сказать, что она идеально чистая, несмотря на то, что общее впечатление претензий к этому не имеет, некоторые интервалы явно грешат в этом отношении.

 

Так, например, квинта "си-бемоль" - фа звучит как уменьшенная (хотя и не совсем), за счет не чистого си-бемоль; сам по себе строй второго стъили - до - си-бемоль - ля - соль - не чист, а именно: расстояние между до и си-бемоль явно меньше целого тона, а, стало быть, и расстояние между си-бемоль и ля не соответствует точному полутону.

 

 

Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Присоединяйтесь к обсуждению

Вы можете написать сейчас и зарегистрироваться позже. Если у вас есть аккаунт, авторизуйтесь, чтобы опубликовать от имени своего аккаунта.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 эмодзи.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

Загрузка...
×
×
  • Создать...